Ама
Слово «ама» означает «невареное», «незрелое» или «непереваренное». В физиологии этим термином обозначают процессы или факторы, которые возникают в результате того, что первичный обмен веществ (джатхарагни) работает неправильно. Если первичный метаболизм ослаблен, то в первой ткани, то есть в плазме (расадхату), окажется большое количество побочных продуктов обмена (ама). Они скапливаются, прежде всего, в желудке и тонком кишечнике.
Другие классики считают, что ама образуется в результате смешения сильно расстроенных дош подобно тому, как яд можно получить, смешивая различные неядовитые вещества.
Тридоша, ткань (дхату) и отходы организма (мала), которые смешались с амой, а также болезни, которые от этого возникают, называются «сама».
Сама-дошу, которая распространяется по всему телу и оседает везде, где скапливается, нельзя устранить просто при помощи очищающих методов (панчакармы), например, лечебной рвоты (ваманы) или послабления (виречаны). Подобно тому, как и при попытке, выдавить сок из незрелого плода, вы неминуемо разрушите сам плод, попытка удалить из организма «саму» повредит тканям, с которыми она соединилась.
Поэтому, нужно сначала, применить препараты, стимулирующие пищеварение, потом лечение маслами и потогонные процедуры. Лишь после этого сама-дошу можно будет наверняка удалить при помощи изгоняющих мероприятий, точно соответствующих конституции и состоянию пациента.
Мы можем исходить из того, что под амой имеются в виду токсичные продукты обмена, за появление которых несет ответственность мандагни, то есть гипофункция джатхарагни, обусловленная капха-дошей. Мандагни, в свою очередь, возникает в результате неправильностей в питании, эмоциональных стрессов и других факторов, перечисленных далее.
- Употребление несовместимых друг с другом продуктов питания.
- Тяжелая пищи или пища, не поддающаяся перевариванию.
- Переедание.
- Пища, вызывающая сильное отвращение.
- Пища, вызывающая метеоризм.
- Грубая и невареная пища.
- Пища, которая раздражает желудок и кишечник или может вызывать воспаления.
- Очень холодные пища и напитки.
- Нечистая, загрязненная пища.
- Сухая, дегидрированная пища.
- Пища, которую слишком долго размачивали в воде.
- Сильные эмоции.
- Стрессы.
- Голодание.
- Прием пищи не в одно и то же время.
- Аллергия на пищевые продукты.
- Побочное действие панчакармы.
- Период выздоровления.
- Смена места жительства.
- Смена климата.
- Смена времен года.
- Подавление естественных потребностей организма.
Ама может вызывать следующие острые заболевания:
- капхаджа – острый гастроэнтерит;
- питтаджа – застой в желудочно – кишечном тракте;
- ватаджа – метеоризм;
- другие типы амы – лихорадку, диарею, понос, различные заболевания печени, асцит (водянку брюшной полости), отеки, анемию, полиурию, диабет (чрезмерное выделение мочи), ревматизм, гистотоксичную аноксию (совершенно неудовлетворительное снабжение кислородом, вредное для тканей), запор. Ама по меньшей мере участвует в возникновении всех внутренних болезней, если не является их главной причиной.
Теперь пришла пора осветить ту роль, которую играют в организме ама и микробы. В теле человека обитает множество микроорганизмов, вступивших в тесный симбиоз со своим хозяином. Рамки биологического равновесия достаточно узки. В особенности это касается микрофлоры кишечника. Ама, нарушающая этот баланс, способствует тому, что микробы, ранее безвредные, становятся агрессивными, а вирулентные микроорганизмы, попадающие в желудочно-кишечный тракт с пищей, распространяются по нему.
Поэтому аюрведа считает, что микроорганизмы – это не возбудители болезни, а скорее симптомы. В соответствии с этим рекомендуется и лечение. Оно направлено на то, чтобы удалить из тела аму и восстановить ткани, а не на то, чтобы при помощи тех или иных методов уничтожить микробов.
Так, даже при остром инфекционном заболевании, например, при туберкулезе, сначала назначается мягкое, очищающее воздействие, а в заключение – лечебные методы по восстановлению тканей. При этом лечение можно разделить на две части:
- Лечение различных болезней, сопровождающих туберкулез.
- Лечение туберкулеза как такового.