Тонкоэнергетические центры человека. Чакры.
Муладхара. Чакра земли.
Муладхара обозначает «крепление корня». Значение этой чакры уже ясно из ее названия.
Муладхара – обитель стихии земли в человеческом теле; символы первой чакры – желтый квадрат и слог «лам».
Муладхара расположена в зоне между анусом и гениталиями, на конце позвоночника и примерно на два пальца погружена внутрь тела.
Чакра земли управляет чувством обоняния, носом и урогенитальным трактом. В первой чакре располагается важный сексуальный центр: ведь именно она контролирует эндокринные функции яичников и яичек. Здесь сконцентрирован апана-вайю — энергетический фактор, который обеспечивает эякуляцию, роды, дефекацию и выделение мочи.
Что касается семи типов тканей тела, то чакра земли связана с костной тканью (астхидхату).
На уровне психики этот энергетический центр воздействует на ложное «Я» (аханкара). На уровне первой чакры действуют дети в возрасте до семи лет. Земля для них — это новый опыт, который необходимо исследовать. Поэтому дети очень эгоцентричны и озабочены тем, насколько им хорошо в физическом смысле. Детям, а также взрослым, находящимся на этом уровне, присущ один важный признак: грубое поведение, порожденное внутренней неуверенностью.
Но муладхара — это еще и место, где скрыта сила кундалини, которая, подобно свернувшейся змее, лежит у основания позвоночника. Ее считают основной силой, благодаря которой сознание человека раскрывается навстречу божественному началу.
Свадхистхана. Чакра воды.
Физическая составляющая второй чакры тоже связана с сексуальной энергией, поскольку находится в непосредственной близости от соответствующих органов. Однако специфика свадхистханы в том, что она соответствует в нашем теле стихии воды. Эту чакру символизируют белый полумесяц и слог «вам». Ее цвет — светло-голубой. Она расположена примерно на ширину ладони ниже пупка и управляет чувством вкуса, языком, органами выделения, а также эндокринной функцией надпочечников.
В психической сфере она связана с чувственным и эмоциональным принципом психики (манас). Апана-вайю активна и в этой области. Из семи типов тканей (саптадхату) свадхистхана непосредственно связана с жировой тканью (медодхату). Дети в возрасте с восьми до четырнадцати лет обычно находятся под влиянием этой чакры. Ребенок радуется общению с друзьями и родителями, его внимание уже не направлено исключительно на самого себя. Тогда же усиливаются воображение и творческое начало. Слово «свадхистхана» означает «место, где пребывает “Я”». Благодаря концентрации на этой чакре дух способен отражать мир подобно тому, как луна отражает солнечный свет. При переходе с первой чакры на вторую мы обретаем творческую и сохраняющую энергию, а также способность строить с другими людьми чистые отношения.
Манипура. Чакра огня.
«Манипура» дословно переводится как «город драгоценностей»: ведь третья чакра сверкает, как город, который полон драгоценных камней. Она расположена в области живота за пупком. Стихия огня управляет этим энергетическим центром, символами которого являются перевернутый треугольник ярко-красного цвета и слог «рам».
С этой чакрой связана мышечная ткань (мамсадхату). Манипура управляет также зрением, глазами, движением ног и ступней, функцией поджелудочной железы и определенными органами пищеварения, например, тонкой кишкой и печенью.
В духовной области чакра огня связана с интеллектуальными способностями. Влияние манипуры очень велико в возрасте с четырнадцати до двадцати пяти лет; она помогает нам найти свое место в мире. Однако если фиксироваться на этой чакре слишком сильно, это приводит к тому, что человек, осуществляя свои амбиции, начинает идти по трупам.
Апана-вайю (разновидность энергии вата, поддерживающей функции пищеварения) локализована и в непосредственной близости от огненной чакры. Концентрация на манипуре помогает устранять различные застойные проявления в пищеварении и в эмоциональной жизни. Выражение «проглотить обиду» возникло отнюдь не случайно. «Переварить» подобные скопления обиды трудно или невозможно; их нужно устранять с помощью медитации.
Анахата. Чакра ветра.
«Анахата» означает «нетронутый звук»: ведь именно здесь начинается артикуляция словесная и духовная. Эта чакра — обитель стихии воздуха (ветра), которая не имеет ни формы, ни вкуса. Четвертая чакра расположена напротив позвоночника на уровне сердца; ее символы — шестиконечная звезда (гексаграмма) цвета дыма и слог «ям». С чакрой ветра связана кровяная ткань (рактадхату). Кроме того, анахата управляет чувством осязания, кожей, кистями рук, циркуляцией жидких сред в организме и вилочковой железой.
На тонком плане анахата связана с сознанием, еще не достигшим уровня освобождения (читта).
В области анахаты локализована разновидность стихии вата, которая называется «прана-вайю».
Когда человек в своем развитии проходит уровень этой чакры, он приобретает речевые способности, а также способность контролировать собственные чувства. Действия становятся осознанными. Однако контроль над своими мыслями, телесными чувствами и собственной деятельностью — непростая задача: ведь воздух — это легкая стихия, он подвижен, словно молодой олень, который быстро скачет туда-сюда. Мотивировкой для достижения высшей гармонии является любовь к людям, к природе и к Богу.
Вишудха. Чакра эфира.
Считается, что пятый энергетический центр очень тонок и чист. Это выражено и в его названии — «вишудха». Он располагается на шее в районе каротидного сплетения (Plexus carotis). Символы этой чакры – лежачий полумесяц серебристого цвета и белый круг, а также слог «хам». Она — обитель дживатмы (индивидуальной души), источник любого вдохновения. Из семи типов тканей тела (саптадхату) эфирной чакре соответствует плазма (раса), из органов чувств (джнянендрия) — уши, из подвижных органов (кармендрия) — речевой аппарат, из тонких элементов (танматра) — звук, из органов эндокринной системы — щитовидная железа. Вишудха также контролирует органы дыхания. Центр удана-ваты, то есть того аспекта ваты, который отвечает за коммуникацию с внешним миром, расположен в вишудхе.
Еще один важный аспект этого энергетического центра — внутреннее очищение. Люди, сознание которых покоится в этой чакре, могут общаться с другими без помощи слов, обладают ясновидением и полностью владеют собой. Именно здесь все грубые элементы растворяются, переходя в свои тонкие формы (танматры). Люди, которые владеют искусством пробуждения кундалини, на уровне этой чакры в состоянии как бы повернуть вспять эволюцию материи. Земля растворяется в воде и остается во второй чакре в виде тонкой сущности (танматры) запаха; вода испаряется в третьей, огненной чакре и остается там, в виде тонкой сущности вкуса; огонь растворяется в четвертой чакре, и от него там остается только тонкая сущность формы, а стихия ветра растворяется в пятой чакре, и от нее остается лишь тонкая сущность, которая становится чистым звуком. Поэтому в видшудхе содержатся все первоэлементы в их наитончайшей форме.
Аджна. Третий глаз.
«Аджна» значит «контроль». Эта чакра — командный центр, откуда осуществляется управление остальными чакрами. Третий глаз — место, где пребывает тонкая сущность (танматра) эфира. Аджна расположена между бровей внутри головы. Некоторые авторы считают, что шестой энергетический центр находится в продолговатом мозгу (Medulla oblongata) и в мозжечке. Символами аджны служит точка серебристого цвета и слог «кшам», означающий «терпение, мир и силу». Нервная ткань (мадджадхату) и гипофиз (придаток мозга) непосредственно связаны с этой чакрой. Именно отсюда психика, как орган чувств и действия, управляет всеми остальными сенсорными и двигательными органами. Здесь пребывает высшее «Я», образуя центр, откуда мы можем установить непосредственный контакт с владыкой всего творения.
Если человеку удается сконцентрировать свои медитативные усилия в аджне, он освобождается от всех недостатков и получает возможность пройти через седьмые и последние врата.
Сахасрара. Венечная чакра.
«Зонтик» венечной чакры (сахасрары) образует тысяча радужных лепестков лотоса. Этот лотос находится на самом верху черепа и образует центр чистого сознания. У седьмой чакры нет символа. Круг в средоточии лепестков призван подчеркнуть, что сахасрара не имеет формы. Ее семенной слог — «аум».
Существует связь между седьмым энергетическим центром и репродуктивной тканью (шукрадхату), причем эта ткань претерпевает процесс очищения, проходя через различные чакры. Венечная чакра может влиять на функцию шишковидной железы (эпифиза).
Сверхдуша (параматма) руководит из сахасрары индивидуальной душой, являясь источником всех энергий, которые есть в теле человека.
Если во время медитации сознание покоится в венечной чакре, то исчезает дуалистическая картина мира, которая включает в себя разделение на добро и зло, ценностные представления и предполагает существование «я» (эго).